Доктор
Сергей
Макеев
Я не знаю лекарства лучше,
чем движение

Методы

Дата публикации: 02.12.2014

Марма-массаж - взгляд мануального терапевта

 

Об этом виде воздействия на тело я к своему стыду раньше ничего не слышал, хотя много лет активно интересуюсь не только мануальной терапией и мануальным воздействием, но и различными практиками массажа. Видимо, пришло время познакомиться.

Мне посчастливилось попасть на вводный ознакомительный семинар известного в Индии марма-терапевта доктора Ниил Венугопала. Как вы знаете, я собираю разные практики физического воздействия с целью выделить из них те нюансы, которые помогут в моей работе. То, чем я занимаюсь, формально называю мануальной терапией. Однако, кто побывал в моих руках, говорят, что это совсем не похоже на то, с чем приходилось сталкиваться у других мануальных терапевтов. Они пытаются дать свои определения; кто-то видит в нем остеопатию, кто то – хиропрактику, кто то – неизвестный массаж и т.д. Главное оно комфортно для пациента, практически безболезненно и приносит отличный результат. И стало оно таким только в результате многолетней (более 30 лет) работы с пациентами.


Я как то на досуге прикинул; за это время через мои руки прошли более 30 тысяч человек. Это один очень серьезный университет, другим университетом являлось постоянное самосовершенствование, обучение в различных системах. Причем часто это происходило у непосредственных источников традиции (профессор Пак Джи Ву – основатель Су Джок акупунктуры, Масаюки Сайонджи – создатель Юмейхо терапии, Вергилио Гутиэрес – Президент филиппинских хилеров и т.д.). Поэтому вы понимаете мой интерес к очередной многовековой массажной традиции.


На семинаре мне было все на удивление знакомо. Много общего с другими восточными видами массажа; японским, тайским, китайским. Поэтому сомневался; идти или нет на полный курс обучения. Так уж случилось (наверное, неслучайно) в этот день у меня побаливала шея. Поскольку мастер много говорил об эффекте такой терапии, решил на себе его попробовать. К моему большому сожалению, на себе эффекта воздействия я не ощутил (возможно сказался эффект так называемого показательного выступления). При этом было полное ощущение незавершенности в каждом моменте при достаточно большой болезненности. Я знал, как это сделать лучше. Жаль, что в мануальной терапии невозможно полноценно оказать помощь самому себе!


Короче, для себя я понял, что сильно меня погружение в марма-терапию не разовьет. Однако я с большим уважением отношусь к любой проверенной временем традиции и уверен, что для кого- то она сможет стать путеводной звездой. Поэтому, придя домой, засел за компьютер и подтянул свои теоретические знания по этому виду массажа. Далее и представляю вам выжимку из того, что сам узнал.


На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным – царям и воинам, владевшим искусством индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага только лишь одним прикосновением к энергетическим центрам – мармам.


Марма-терапия включает в себя:

• Марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на точки, которые являются проекцией определённого органа);
• Бхедан-карма (иглоукалывание);
• Гирудотерапия;
• Дхара-карма (воздействие тонким непрерывным потоком лечебного масла, молока или отвара трав на биологически активные зоны нашего тела);
• Пчелоужаливание;
• Шалья-чикитса (филиппинская хирургия).


Вся эта древняя система знаний называлась Марма-видья.
Мармы (вармы) представляют собой точки, в которых соприкасаются все элементы организма человека (физическое тело, астральное, ментальное, причинное, эфирное) и представлены в виде сагитальных спиралей, пронизывающих человека.


Они делятся на пять уровней:

• Марма-грантхи — это первый круг, который связан с эндокринными железами, центрами головного и спинного мозга, а также с местом накопления и распределения основных видов энергии Вселенной и проявлением основных функций психики. Всего их двенадцать.
• Мармы второго круга представляют собой приёмно-передающее устройство различных жизненно важных органов тела, также обеспечивают связь с соответствующими центрами психики. Их всего 21.
• Мармы третьего круга (всего 21) связаны непосредственно с позвоночником и крупными суставами.
• Мармы четвёртого круга являются помощниками марм третьего круга и связаны с мелкими суставами, такие, как фаланги пальцев и т.п.
• Мармы пятого круга — тканевые. Их насчитывается семь.
• Марм шестого круга достаточно много, так как по сути каждая клетка, каждый волос имеет свою марму.
• Мармы седьмого круга — клеточные, но во многих аюрведических школах их не учитывают из-за большого количества.


Все мармы связаны между собой энергетическими каналами — нади, которых насчитывается 350 тысяч, часть которых находится в нашем теле, а часть выходит далеко за его пределы.


Что же такое Марма-массаж? Это воздействие руками на биологически активные зоны, которые являются проекциями жизненно важных центров или чакр. Практикующий врач марма-видии способен во время массажа создать мыслеформу выздоровления, которая помогает человеку справиться со своими заболеваниями, быстрее выздороветь.


Все мармы соединены между собой каналами нади, которые не нужно путать с китайскими меридианами. Всего каналов нади − 350 тысяч. Во время марма-массажа врач, воздействуя на мармы, может перераспределить энергию таким образом, что она будет двигаться равномерно. Ведь болезнь у человека проявляется тогда, когда орган или какая- либо система недополучают энергию, получают в избытке, или же возникает ее блокировка. Наш организм здоров, когда он энергетически наполнен, когда энергия течёт в нём беспрепятственно и распределена правильно.


Мне бы хотелось рассказать о тех обязательных условиях, при которых происходит максимальный эффект от сеансов марма-массажа. Прежде чем проводить процедуры, специалист делает диагностику по «пяти зеркалам» на вашем теле. Пять зеркал − это диагностика здоровья на данный момент времени по пульсу, рукам, языку, глазам, ушам. Когда врач снимает информацию, у него складывается вполне чёткая картина. Только после тестирования и консультации выбирается максимально эффективная программа оздоровления. Возможно, это будет марма-массаж с гирудотерапией или же марма-массаж с кинаротерапией (лечение лошадьми).

Существуют определённые требования к врачу, занимающемуся марма-массажем. Одно из обязательных условий − врач не должен употреблять в пищу продукты насилия: мясо, рыбу и т.д. − то есть, должен быть вегетарианцем. Сеанс массажа проводится в чистом, красивом и уютном помещении. Суета, телефонные звонки исключены категорически. Поэтому вас попросят выключить сотовый телефон. Там, где проходит марма-массаж, играет тихая, приятная, расслабляющая музыка, горит свеча.


Весь сеанс проводится в молчании. Ваша задача как пациента − получать максимальное удовольствие от процесса. Даже если будет больно, то вам нужно постараться расслабиться и «войти в боль». Боль будет кратковременной и на грани терпимого. В процессе массажа у вас могут возникнуть различные эмоциональные реакции, может быть, вам захочется плакать или смеяться. Это нормальная реакция её не надо пугаться, некоторые болезни и проблемы покидают нас именно таким образом. Нужно дать волю чувствам, излить их, и тогда человек получает огромное облегчение.


Изменения в организме наступают плавно, незаметно. Тело, получив толчок извне, настраивается на здоровый ритм работы.


Пациент сам своими действиями может помочь себе. Если он соблюдает рекомендации, полученные во время консультации, то «импульс выздоровления», добавляемый на каждой процедуре массажа, помогает процессу. В случае отсутствия действий самого человека, импульс будет ослабевать и, в конце концов, исчезнет. Это как цветок, который быстро вянет без соответствующих условий. Импульс выздоровления сам по себе может просуществовать от одного до трёх лунных месяцев. Всё зависит от человека, его желания, усилий и исходного состояния здоровья.


Марма-массаж − это своеобразные отношения между врачом и пациентом. Это свой мир, в котором задача специалиста заключается в том, чтобы не только справиться с болезнью, но и показать, как быть здоровым самостоятельно. Научить различать, что гармонизирует, даёт силы, радость, здоровье, а что − разрушает, калечит, обессиливает (собственно к этому же стремятся и любые другие целительные практики, в том числе и мануальная терапия).


Базовые ключи (правила) Марма-видьи


Существует 144 ключа к эзотерической лечебной практике Марма-видьи. Раскрытие их сущности и отработка – процесс постепенный. На начальном этапе мастер передает ученику первые 36 ключей, с помощью которых врач может лечить пациентов с проявлениями большинства заболеваний в начальной и средней клинических стадиях, а также оказывать скорую и неотложную помощь. На их освоение упорному адепту требуется около 2-3 лет.


Для этого ученик должен полностью отказаться от мяса, соблюдать элементарные правила внутренней и внешней чистоты, три раза в день на восходе, в полдень и перед сном повторять по 108 раз мантру Шри Дханвантари (полученную от своего наставника) и регулярно практиковать марма-терапию, проводя в неделю не менее 18 сеансов. Обычно ученики на первом этапе работают 12-15 дней в месяц, проводя по 8 сеансов в дни приемов (продолжительность одного сеанса примерно 90 минут).


Эгрегор традиции действует очень жестко. И если ученик не приступил к работе в течение трех месяцев после обучения или считает для себя возможным пренебрегать правилами, данными учителем, система неизбежно лишает его марма-шакти (особой энергии, дарованной ученику для успешной практики и развития).


Когда наставник видит, что ученик достиг совершенства на первой ступени Марма-видьи, то раскрывает ему следующий слой знаний, объясняя сущность следующих 36 ключей. Эти навыки позволяют врачу браться за достаточно сложных пациентов, имеющих по три-пять хронических заболеваний или лечить такие тяжелые патологии, как рак, рассеянный склероз, сахарный диабет (до средней степени тяжести).


Затем ученик проходит огненную церемонию (агни-хотру), получает духовное имя и принимает миссию своего учителя. С этого времени он должен прекратить есть не только мясо, но и рыбу, сычужные сорта сыра и яйца. Алкоголь, табак, кофе, какао, черный чай полностью исключаются. Ученику рекомендуется регулировать свою половую жизнь, избегать гнева, насилия, осуждения, зависти, жадности, гордыни и лени. Когда врач достигает совершенства на второй ступени, что может занять от пяти до семи лет, мастер разрешает ему передавать знание марма-терапии другим. И лишь когда у такого специалиста появятся ученики, достигшие совершенства первых 36 ключей, он может сам подняться на третью ступень.
Как объясняют адепты этого вида воздействия, навыки 108 ключей позволяют врачу делать чудеса с точки зрения современной западной медицины. Практически для него не существует невозможного. Даже заболевания в запущенных стадиях при условии сохранения оджаса (наследственная энергия, связанная с молекулами ДНК и обеспечивающая соответствующую продолжительность жизни) у пациента могут быть полностью излечены или в худшем случае остановлены в своем дальнейшем развитии.


На этой стадии врач уже должен полностью обуздать свои чувства, ум и стать праведной личностью. Ничто в его поведении не должно становиться предметом критики других людей. С этого момента специалисту не разрешается брать вознаграждение за свой труд, а следует жить только на пожертвования пациентов.


Четвертая ступень (достижение совершенства в 144 ключах) – это уровень мастера. Об этом может только мечтать любой врач. Здесь нет границ. Конечно, мастер, являясь необычной личностью, постоянно несет в этот мир гармонию и любовь. И его главная цель дать людям не столько физическое здоровье (которое временно, ибо ограничено этим телом), сколько духовное, дарующее счастье, внутренний покой и совершенство.


Я вкратце расскажу об основных ключах, правилах, позволяющих развиться в Марма-видье.


Ключ первый: «Подготовить окружающее пространство».


По возможности организовать кабинет Марма-видьи по принципам Васту. Использовать только нижний или боковой свет. Закрыть окна от яркого света (лучше занавески). Стены должны быть покрашены или оклеены обоями пастельных тонов (лучше нежно-голубой, фиолетовый, салатный, лимонный, светло-серый). Категорически исключены красный, бордовый, малиновый, оранжевый цвета, так как они возбуждают ум, а также черные, коричневые, темно-синие тона – поскольку оказывают подавляющее действие.


В кабинете не должно быть более двух массажных столов, достаточно удобных (не слишком высоких и не слишком низких). Около массажного стола необходим коврик из натуральной ткани или циновка. Рекомендуется использовать красивую металлическую или фарфоровую посуду для масел и игл. Для одежды пациентов желательно иметь специальный закрывающийся шкафчик.
Следует украсить кабинет изображениями Бога, полубогов и основоположников Аюрведы (например, Дханвантари), янтрами или картинами природы. В помещении постоянно должны гореть масляные лампады и свечи. Необходимо мыть кабинет перед началом работы и после нее, причем порядок должен поддерживаться постоянно. Регулярно проветривать помещение. В начале рабочего дня и перерывах рекомендуется зажигать натуральные благовония или арома-лампы.


Ключ второй: «Использовать Гандхарва-видью».


Гандхарва-видья является одним из важнейших разделов Аюрведы. Эта наука занимается подбором звуков природы, звуковых вибраций (мантр) и специальных музыкальных произведений, оказывающих гармонизирующее и психорелаксирующее действие на сознание человека. Эффективность марма-терапии во много раз увеличивается, если сочетать ее с Гандхарва-видьей.

Раньше врач работал вместе музыкантом, который настраивался на каждое его движение рук. Поэтому музыкальные произведения меняли свой ритм, а порой возникали экспромтом на особом энергетическом потоке. Время изменилось. В магазинах можно купить музыкальные альбомы, созданные в стили Ньюэйдж. Но для марма-терапии они совершенно не подходят, поскольку не учитывают последовательность возникновения энергетического резонанса в тех или иных чакрах.


Сейчас в России под контролем специалистов марма-терапии выпущена специальная серия дисков «Дханвантари». Они стали весьма популярны среди последователей Аюрведической, Китайской и Тибетской медицины, в группах йоги и тай цзи цюань.


Можно подобрать музыкальные произведения индивидуально для себя (для своего внутреннего ритма). Лучше всего использовать одну и ту же музыку (альбом), так как она создает у пациента подсознательный настрой на лечение после двух-трех сеансов. Нельзя ориентироваться на то, что мне, мол, «эта музыка уже надоела» так как тело запоминает мелодии и их последовательность, и подсознательно включает в ритм движения тела и рук.


Ключ третий: «Симпатия – антипатия».


Необходимо стремиться к взаимному доверию и симпатии с пациентом, иначе марма-терапия будет неэффективной. Следует напомнить, что симпатия является второй стадией любви (из семи существующих). В этих отношениях нет равенства. Врач занимает более высокую позицию (по сути, является наставником для своих пациентов, как учитель для учеников). Эта связь постоянно совершенствуется и проходит испытания на прочность. Некоторые пациенты думают, что если платят деньги, то могут делать все, что угодно. Однако результаты лечения напрямую зависят от отношения к пациенту врача, от силы желания ему помочь, а также от строгого выполнения пациентом полученных рекомендаций. Нельзя выполнять марма-терапию родственникам и близким людям.


Поэтому, если вы хотите кому-нибудь помочь – не становитесь его другом. Нельзя также попадать в зависимость от пациента. Не надо у него ничего просить. Если все же вам пришлось обратиться за помощью к пациенту – больше никогда его не лечите. Все равно должного эффекта не будет. Нельзя допускать фамильярных отношений с пациентом.
Как же быть с пациентами, которые вызывают у врача антипатию. Отказать им в помощи? Неужели Аюрведа так немилосердна к немощным и больным? Нет, мы должны оказать первую помощь каждому, даже если он является нашим врагом или злодеем. Но проводить марма-терапию вы не сможете. Таковы законы Вселенной.


Почему может не понравиться врачу пациент? Может он пришел на прием в грязной одежде и с сильным запахом пота, может, он пьян или его взгляды противоречат нашим? А может быть, у него слишком длинный нос или скверный характер? Ясно одно: вам он не понравился. Возможно, это ваше несовершенство или неделикатное поведение больного. Не исключено, что мы изменим со временем свою точку зрения, и пациент очень постарается исправить свои ошибки. Но до этого никакой мармы. Следует просто дать рекомендации по питанию, образу жизни и приему лекарств и назначить повторную консультацию через два-три месяца.


Ключ четвертый: «Расшириться в пространстве».


Перед началом процедуры следует выполнить в течение пяти-семи минут специальные психосоматический и дыхательный комплексы, позволяющие энергетически расшириться в пространстве и подготовить свое физическое и эфирное тело к марма-терапии. В традиции для этого выполняется гимнастика школы Нагов. Однако существуют ее аналоги в китайском Цигуне и древнеславянской Бодрине.


Ключ пятый: «Погрузиться в ниргуну (пратьяхару)».


Перед началом процедуры необходимо успокоить ум, используя молитвы, мантры или медитацию. После этого постараться втянуть чувства внутрь, подобно тому, как черепаха втягивает свои члены под панцирь. Глаза не следует закрывать, иначе будет трудно контролировать свои мысли, и не следует держать открытыми, так как трудно будет контролировать свои чувства. Лучше смотреть вокруг рассеянным взглядом, чтобы возникло ощущение оглушенности, мысленно поместив себя и пациента в единую прозрачную сферу. Такое состояние называется измененным.


Если врач живет в раджа-гуне (в состоянии постоянного внутреннего напряжения и суете) или в тама-гуне (в полусонном состоянии, лени, под действием алкоголя или наркотиков), он при всех усилиях не способен погрузиться в пратьяхару. Для этого необходимо удерживать свой ум и чувства в саттва-гуне. А это значит – вести спокойный и размеренный образ жизни, рано вставать, заниматься духовными практиками, употреблять хотя бы на 70% живую и чистую пищу (свежие фрукты и ягоды, зерновые, бобовые, орехи, молодые овощи, натуральные молочные продукты) и воду, избегать алкоголя, кофе, какао, черного чая и табака, совершать омовения утром и вечером, постоянно тренировать свой интеллект, изучая каноны и лекции своих на-ставников, не совершать дурных поступков и удерживать ум от негативных мыслей. Надо сказать, что в процессе проводимых процедур врачу удается это делать все лучше и лучше. Важно не выходить из потока.


Ключ шестой: «Принять состояния одной из пяти стихий».


Можно работать на одной из пяти стихий: «эфире», «ветре», «огне», «воде», «земле» или на нескольких – в разные моменты проводимой процедуры. Для этого, используя метод визуализации, врач то представляет себя подобным «каменному шару», накатывающемуся на пациента, то «водой», омывающей, окутывающей и проникающей повсюду, то «ветром», двигающим телом, пациента, как стволом и ветками дерева и создающим вибрации марм, то «огнем», сжигающим всю негативную энергию, то эфиром», расширяющим пространство марм.


Ключ седьмой: «Подвеситься между Небом и Землей».


Для успешности выполнения марма-терапии необходимо как бы подвесить макушку к небу (как на веревке в состоянии натяга), а ноги устремить в землю (укорениться). При этом расслабить все тело. Нельзя расставлять ноги шире плеч, так как это блокирует «земной» поток, нельзя надолго опускать голову, так как это блокирует «небесный» поток.
Ключ восьмой: «Использовать принцип веретена».


Во время процедуры тело врача должно совершать маятникообразные движения в трех плоскостях (вертикальной, горизонтальной и сагиттальной) – только в этом случае удастся добиться максимально хороших результатов с минимальными затратами энергии. Такое движение известно, как свастхьям. Выполнение его в течение одной минуты запускает и гармонизирует у врача движение марм первого, второго, третьего и четвертого круга на протяжении одного часа. А через 24 минуты тело врача невольно становится ретранслятором различных вселенских энергий, так необходимых пациенту.


Ключ девятый: «Создать единую матрицу».


Прежде чем начать работу, необходимо создать единое с пациентом энергоинформационное и психическое поле, такое же, как существует между матерью и ребенком в ее лоне. Врач мысленно и энергетически обволакивает пациента тонкими покровами, что подобно объятию матери. Понятно, что если пациент вам по какой-то причине не нравится, вы не сможете этого сделать. Единая матрица, даже при ощуще-ниях боли в некоторые моменты массажа или иглоукалывания, не вызывают диском-форта.


Кроме того, после первого же сеанса между врачом и пациентом устанавливается очень тонкая связь, сохраняющаяся до конца проводимого курса. Даже не проводя специальную диагностику по пульсу, языку, глазам и т.д., врач моментально определяет (порой даже на расстоянии) любые – как положительные, так и отрицательные – изменения в состоянии пациента.


Ключ десятый: «Идеомоторика».


Большинство приемов в марма-терапии носят идеомоторный характер, так как работать приходится со всеми оболочками души. Врач мысленно и энергетически входит в тонкий контакт с той или иной мармой, удаляет энергетические и информационные блоки на уровне каналов нади и управляющих центров. Более 70-75% работы специалиста остается для окружающих непонятны. Со стороны кажется, что он делает точечный или общий массаж, выполняя некий ритуальный танец. Поэтому нельзя разговаривать во время сеанса с пациентом, так как это переносит работу только на физический план и делает ее мало эффективной.


Ключ одиннадцатый: «Пара сил».


Приложение сил идет в двух точках одновременно. Даже если работа выполняется одной рукой, вторая, подобно резонатору, помогает первой, усиливая или экранируя энергетические потоки. Такие движения обеспечивают максимальную эффективность и энергоемкость процедур.


Ключ двенадцатый: «Тело – музыкальный инструмент».


Необходимо выполнять марму, подобно игре на скрипке или другом музыкальном инструменте. Врач словно извлекает те или иные звуки и вибрации при соприкосновении с телом клиента и превращает их, подобно музыканту, в настоящую симфонию. При достижении гармонии пациент обычно входит в состояние катарсиса (измененное состояние сознание, сопровождающееся сильным эмоциональным всплеском со слезами, истерическим смехом или даже потерей сознания). Если удается добиться этого, то за несколько сеансов можно решить достаточно серьезные проблемы больного.


Ключ тринадцатый: «Двигаться вместе со звуком».


Движения тела выполняются в одном ритме со звучащей музыкой, подобно тому, как это делают музыканты или артисты жанра пантомимы. Если музыка ускоряется, то и движения ускоряются, и наоборот. Тогда пациент воспринимает музыку, окружающее пространство и действие врача, как единое целое.


Ключ четырнадцатый: «Все движения через сердце (анахату)».


Все вселенские энергии должны собираться в сердце врача и передаваться пациенту вместе с энергией любви (премой). В этом случае мы словно оживляем те или иные составляющие. Это можно сделать только с помощью любви (кстати, к вопросу о симпатии). Анахата-чакра является воротами к атма-шарире, нашей душе. То, что мы забираем у пациента (негативную энергию, разрушительные силы) должно либо сразу же «сжигаться», либо пропускаться через сердце с использованием энергии взрыва.


Ключ пятнадцатый: «Входить в резонанс с мармами».


Необходимо при воздействии на зоны марм ощущать их ответ (обратную волну), научиться разговаривать с ними. Врач обычно визуализирует цвет, ощущает аромат и вкус этих центров в момент контакта. В измененном состоянии сознания он может видеть и говорить с ангелом-хранителем той или иной мармы. Патология вызывает в ощущениях врача неприятный запах и вкус, а цвет их становится блеклым, грязным или вообще нехарактерным. По мере проведения процедур происходит возвращение к этим центрам привычных цветовых, звуковых, вкусовых и иных вибраций.


Таким образом, могу заключить, что марма-терапия является серьезным воздействием на человека, проверенным временем и результатами (иначе оно бы просто не выжило). При этом нельзя говорить лучше или хуже она любых других практик со своей историей. Все зависит от человека, готового или не готового пройти серьезный путь самосовершентсвования, сопровождающийся значительными добровольными ограничениями своего физического тела и постоянной работой со всеми другими. От его приверженности этому пути и готовности многим пожертвовать (ведь те требования, которые я описал, сродни монашеству или отшельничеству).


Наверное, правильно для такого врача, для более глубокого вхождения в традицию, самому серьезно заниматься практиками типа йоги. И, конечно же, не ждать быстрых результатов от освоения пары точек воздействия.


С учетом столь серьезных требований могу предположить, что настоящих мастеров Марма-видьи единицы. Но я рад, что традиция сохранилась, и желаю ей дальнейшего развития и всеобщего интереса.



Как мануальный терапевт и специалист по многим практикам ручного воздействия могу порадоваться, что большинство требований к врачу, месту, состоянию специалиста мне очень близки. От них веет добром и пользу от ознакомления получит любой человек. И хотя я сам использую многие из точек, принципов и способов марма-терапии, лично мне ближе суставное воздействие, обозначаемое обычно как мануальная терапия (или костоправство в народе). Только произвожу его в чем- то сродни принципам мармы – мягко, в режиме природных колебаний.


Итак, основное заключение – нет никакого противоречия между марма-терапией, мануальной терапией, остеопатией, хиропрактикой, Юмейхо-терапией и т.д. Не существует лучщих или худших способов воздействия на организм. Но, безусловно, есть лучшие и худшие специалисты. Поэтому желаю адептам упорства и поступательного развития, а пациентам – найти своего МАСТЕРА!


С пожеланиями крепкого здоровья, кандидат медицинских наук
Сергей Макеев



Задать вопрос








captcha


Copyrights © Sergey Makeev

Яндекс.Метрика